Посты

КАРГО и задержки

Как устроена карго доставка из Китая

Почему задержки груза в пути — неизбежное зло, в котором нет виноватых.

По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.

Когда груз задерживается в пути, клиенты зачастую настраиваются на негативную волну и делают поспешные выводы о компании «перевозчике».

Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Давайте разберемся, как происходит доставка груза из Китая в Россию.

Посредник ≠ перевозчик

Когда клиент заказывает товар из Китая через посредника, с его помощью решается вопрос, в том числе и доставки. Рассмотрим ситуацию — клиент заказал весь набор услуг от покупки и выкупа товара до его доставки и получения на складе посредника в России. На всех этапах работы с заказом клиент имеет дело исключительно с посредником. Поэтому и доставку груза считает подконтрольной ему. Но это не так.

Вот как выглядит схема движения груза от поставщиков до конечного клиента. ↓
На всех этапах от поступления груза на склад перевозчика в Китае до доставки на наш склад в России ситуацией владеет только перевозчик. А мы располагаем лишь информацией, которой он с нами делится.

Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.

Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов (маркерами) будет в Москве через пять-семь дней. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.

«А разве нельзя спросить перевозчика, где мой груз?»

Многие клиенты в ситуации, когда груз задерживается, недоумевают. Они рассуждают: перевозчик должен знать, в какой машине находится каждый груз, а где находится конкретная фура, можно отследить по GPS. Безусловно, перевозчики отслеживают местоположение фур. Но вот делиться этой информацией с нами и другими клиентами не торопятся.

На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — это мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.

Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.

Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией очень долго и на постоянной основе заказываем большие объемы доставок, наши отношения можно назвать «особыми». Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе, но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях.

«Я работал с другими посредниками, и они всегда говорили, где груз»

Скорее всего, такие посредники вводили клиента в заблуждение. Все посредники работают с одними и теми же перевозчиками — их выбор, как уже было сказано, невелик. Перевозчики не делятся точной информацией, касаемой перемещения груза. В этом плане их схема работы одинакова.

Посредник может сказать клиенту, что груз находится, например, на таможне или в Алматы, чтобы тот успокоился и отстал. Но в лучшем случае это будут приблизительное местоположение груза и сроки доставки.

Если доставка груза затягивается, мы можем лишь предполагать, что затянулся таможенный досмотр. Весь процесс доставки с момента отправки груза со склада в Китае до сообщения перевозчика, что через несколько дней фура будет в Москве, для клиента — черный ящик.

Путь груза от склада в Китае до границы РФ для посредника и клиента— черный ящик: мы не знаем, что происходит внутри этого ящика и можем повлиять на эти процессы только в критической ситуации.

«Покажите документ, что мой груз действительно застрял на таможне»

При доставке карго никаких документов о пребывании груза на таможне быть не может. Хотите документы — заказывайте «белую» доставку контейнерами.

Карго — «серый» вариант ввоза товара. Эта схема не противозаконна, иначе мы бы ее не использовали. Но документы с таможни в ней неприменимы. Все, что мы можем предложить клиенту при карго доставке — закрывающие документы о приобретении товара у нас, если нас уведомили, что такие документы нужны, при заказе.

«Я заказывал доставку через другого посредника, и груз прибыл вовремя»

Посредников, которые работают с Китаем, много. А число перевозчиков ограничено. Поэтому наши конкуренты везут груз с теми же перевозчиками, что и мы. И тут уж как повезет. Но сроки доставки не зависят от посредника.

По той же причине нет смысла заказывать доставку груза через равных посредников. Клиент думает, что положил яйца в разные корзины и диверсифицировал риски. Этот принцип хорош при формировании инвестиционного портфеля. А в бизнесе с Китаем не работает. Заказать доставку вы можете через разных посредников, а все ваши грузы будут ехать с одним и тем же перевозчиком и в одной фуре.

«У вас слишком дорого»

Мы регулярно мониторим цены конкурентов и знаем — если наши и выше средних по рынку, то ненамного. Услуги посредников в бизнесе с Китаем — это не поезд с вагонами разного класса с разницей в цене билета. Класс для всех один, а вот подход к делу и принятие рисков - совершенно разные. Мы принимаем на себя каждый риск и всю материальную ответственность по сделке оставляем за собой.

Естественно, в цену мы закладываем издержки, которые должны отбить, и свой интерес. Иначе нам не было бы смысла работать. Всегда называем цену «под ключ», в которую включены стандартная упаковка, страховка и ряд других функций. А у многих конкурентов эти функции оборачиваются скрытыми платежами.

Ситуацию со скрытыми платежами можно сравнить с политикой авиакомпаний-лоукостеров. Перелет у них стоит копейки. Но если воспользоваться всеми опциями за отдельную плату, затраты увеличиваются в несколько раз. А зачастую клиент узнает, что должен доплатить, уже при посадке.

При доставке груза из Китая посредник может назвать цену «голой» доставки товара. Отдельный счет выставят за упаковку, даже стандартную, а по прибытии груза на склад в Москву — за его хранение, перегруз из фуры в тележку, аренду этой самой тележки и тому подобное. Дополнительные опции за отдельную плату есть и у нас. Так что никогда не лишне уточнить до заказа, что входит в стоимость, что нет, и посчитать себестоимость на выходе.

Запомните

  1. Посредник и перевозчик — это две разных роли. Посредник только организовывает доставку, а ее исполнение делегирует перевозчику и никак не может повлиять на ситуацию, когда груз находится в пути.
  2. Перевозчики не информируют посредников, где груз, по запросу каждого клиента. Если и делятся информацией, то не со всяким посредником, в особых случаях и в порядке исключения.
  3. Посредник знает только, раньше какого времени груз точно не следует ждать.
  4. Если фура, по его предположению, застряла на таможне, в Россию она попадет не раньше, чем через две недели.
  5. Если посредник сообщает точное местоположение груза, то, скорее всего, лукавит, чтобы клиент отстал. Располагать этой информацией посредник не может.
  6. Работа с таможней - это компетенция брокера, а не посредника. Как, с кем и на каких условиях брокеры решают вопросы таможенного оформления — секрет нашего бизнеса. Прямых рычагов воздействия на таможню у посредника нет.
  7. При карго доставке подтвердить документально, что груз на таможне, невозможно. Возможным становится только при «белой» контейнерной доставке.
  8. Сроки доставки не зависят от посредника. Если груз прибыл вовремя, это не потому что посредник лучше, а потому, что повезло.
  9. За низкой ценой доставки могут стоять скрытые платежи. Поэтому всегда уточняйте, что входит в стоимость, а за что надо доплачивать.

Фото обложки от Freepik
Made on
Tilda