Как устроена карго доставка из Китая
Почему задержки груза в пути — неизбежное зло, в котором нет виноватых.
По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.
Когда груз задерживается в пути, клиенты зачастую настраиваются на негативную волну и делают поспешные выводы о компании «перевозчике».
Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Давайте разберемся, как происходит доставка груза из Китая в Россию.
По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.
Когда груз задерживается в пути, клиенты зачастую настраиваются на негативную волну и делают поспешные выводы о компании «перевозчике».
Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Давайте разберемся, как происходит доставка груза из Китая в Россию.
Посредник ≠ перевозчик
Когда клиент заказывает товар из Китая через посредника, с его помощью решается вопрос, в том числе и доставки. Рассмотрим ситуацию — клиент заказал весь набор услуг от покупки и выкупа товара до его доставки и получения на складе посредника в России. На всех этапах работы с заказом клиент имеет дело исключительно с посредником. Поэтому и доставку груза считает подконтрольной ему. Но это не так.
Вот как выглядит схема движения груза от поставщиков до конечного клиента. ↓
Вот как выглядит схема движения груза от поставщиков до конечного клиента. ↓

На всех этапах от поступления груза на склад перевозчика в Китае до доставки на наш склад в России ситуацией владеет только перевозчик. А мы располагаем лишь информацией, которой он с нами делится.
Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.
Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов (маркерами) будет в Москве через пять-семь дней. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.
Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.
Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов (маркерами) будет в Москве через пять-семь дней. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.
«А разве нельзя спросить перевозчика, где мой груз?»
Многие клиенты в ситуации, когда груз задерживается, недоумевают. Они рассуждают: перевозчик должен знать, в какой машине находится каждый груз, а где находится конкретная фура, можно отследить по GPS. Безусловно, перевозчики отслеживают местоположение фур. Но вот делиться этой информацией с нами и другими клиентами не торопятся.
На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — это мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.
Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.
Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией очень долго и на постоянной основе заказываем большие объемы доставок, наши отношения можно назвать «особыми». Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе, но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях.
На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — это мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.
Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.
Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией очень долго и на постоянной основе заказываем большие объемы доставок, наши отношения можно назвать «особыми». Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе, но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях.
«Я работал с другими посредниками, и они всегда говорили, где груз»
Скорее всего, такие посредники вводили клиента в заблуждение. Все посредники работают с одними и теми же перевозчиками — их выбор, как уже было сказано, невелик. Перевозчики не делятся точной информацией, касаемой перемещения груза. В этом плане их схема работы одинакова.
Посредник может сказать клиенту, что груз находится, например, на таможне или в Алматы, чтобы тот успокоился и отстал. Но в лучшем случае это будут приблизительное местоположение груза и сроки доставки.
Если доставка груза затягивается, мы можем лишь предполагать, что затянулся таможенный досмотр. Весь процесс доставки с момента отправки груза со склада в Китае до сообщения перевозчика, что через несколько дней фура будет в Москве, для клиента — черный ящик.
Путь груза от склада в Китае до границы РФ для посредника и клиента— черный ящик: мы не знаем, что происходит внутри этого ящика и можем повлиять на эти процессы только в критической ситуации.
Посредник может сказать клиенту, что груз находится, например, на таможне или в Алматы, чтобы тот успокоился и отстал. Но в лучшем случае это будут приблизительное местоположение груза и сроки доставки.
Если доставка груза затягивается, мы можем лишь предполагать, что затянулся таможенный досмотр. Весь процесс доставки с момента отправки груза со склада в Китае до сообщения перевозчика, что через несколько дней фура будет в Москве, для клиента — черный ящик.
Путь груза от склада в Китае до границы РФ для посредника и клиента— черный ящик: мы не знаем, что происходит внутри этого ящика и можем повлиять на эти процессы только в критической ситуации.
«Покажите документ, что мой груз действительно застрял на таможне»
При доставке карго никаких документов о пребывании груза на таможне быть не может. Хотите документы — заказывайте «белую» доставку контейнерами.
Карго — «серый» вариант ввоза товара. Эта схема не противозаконна, иначе мы бы ее не использовали. Но документы с таможни в ней неприменимы. Все, что мы можем предложить клиенту при карго доставке — закрывающие документы о приобретении товара у нас, если нас уведомили, что такие документы нужны, при заказе.
Карго — «серый» вариант ввоза товара. Эта схема не противозаконна, иначе мы бы ее не использовали. Но документы с таможни в ней неприменимы. Все, что мы можем предложить клиенту при карго доставке — закрывающие документы о приобретении товара у нас, если нас уведомили, что такие документы нужны, при заказе.
«Я заказывал доставку через другого посредника, и груз прибыл вовремя»
Посредников, которые работают с Китаем, много. А число перевозчиков ограничено. Поэтому наши конкуренты везут груз с теми же перевозчиками, что и мы. И тут уж как повезет. Но сроки доставки не зависят от посредника.
По той же причине нет смысла заказывать доставку груза через равных посредников. Клиент думает, что положил яйца в разные корзины и диверсифицировал риски. Этот принцип хорош при формировании инвестиционного портфеля. А в бизнесе с Китаем не работает. Заказать доставку вы можете через разных посредников, а все ваши грузы будут ехать с одним и тем же перевозчиком и в одной фуре.
По той же причине нет смысла заказывать доставку груза через равных посредников. Клиент думает, что положил яйца в разные корзины и диверсифицировал риски. Этот принцип хорош при формировании инвестиционного портфеля. А в бизнесе с Китаем не работает. Заказать доставку вы можете через разных посредников, а все ваши грузы будут ехать с одним и тем же перевозчиком и в одной фуре.
«У вас слишком дорого»
Мы регулярно мониторим цены конкурентов и знаем — если наши и выше средних по рынку, то ненамного. Услуги посредников в бизнесе с Китаем — это не поезд с вагонами разного класса с разницей в цене билета. Класс для всех один, а вот подход к делу и принятие рисков - совершенно разные. Мы принимаем на себя каждый риск и всю материальную ответственность по сделке оставляем за собой.
Естественно, в цену мы закладываем издержки, которые должны отбить, и свой интерес. Иначе нам не было бы смысла работать. Всегда называем цену «под ключ», в которую включены стандартная упаковка, страховка и ряд других функций. А у многих конкурентов эти функции оборачиваются скрытыми платежами.
Ситуацию со скрытыми платежами можно сравнить с политикой авиакомпаний-лоукостеров. Перелет у них стоит копейки. Но если воспользоваться всеми опциями за отдельную плату, затраты увеличиваются в несколько раз. А зачастую клиент узнает, что должен доплатить, уже при посадке.
При доставке груза из Китая посредник может назвать цену «голой» доставки товара. Отдельный счет выставят за упаковку, даже стандартную, а по прибытии груза на склад в Москву — за его хранение, перегруз из фуры в тележку, аренду этой самой тележки и тому подобное. Дополнительные опции за отдельную плату есть и у нас. Так что никогда не лишне уточнить до заказа, что входит в стоимость, что нет, и посчитать себестоимость на выходе.
Естественно, в цену мы закладываем издержки, которые должны отбить, и свой интерес. Иначе нам не было бы смысла работать. Всегда называем цену «под ключ», в которую включены стандартная упаковка, страховка и ряд других функций. А у многих конкурентов эти функции оборачиваются скрытыми платежами.
Ситуацию со скрытыми платежами можно сравнить с политикой авиакомпаний-лоукостеров. Перелет у них стоит копейки. Но если воспользоваться всеми опциями за отдельную плату, затраты увеличиваются в несколько раз. А зачастую клиент узнает, что должен доплатить, уже при посадке.
При доставке груза из Китая посредник может назвать цену «голой» доставки товара. Отдельный счет выставят за упаковку, даже стандартную, а по прибытии груза на склад в Москву — за его хранение, перегруз из фуры в тележку, аренду этой самой тележки и тому подобное. Дополнительные опции за отдельную плату есть и у нас. Так что никогда не лишне уточнить до заказа, что входит в стоимость, что нет, и посчитать себестоимость на выходе.
Запомните
- Посредник и перевозчик — это две разных роли. Посредник только организовывает доставку, а ее исполнение делегирует перевозчику и никак не может повлиять на ситуацию, когда груз находится в пути.
- Перевозчики не информируют посредников, где груз, по запросу каждого клиента. Если и делятся информацией, то не со всяким посредником, в особых случаях и в порядке исключения.
- Посредник знает только, раньше какого времени груз точно не следует ждать.
- Если фура, по его предположению, застряла на таможне, в Россию она попадет не раньше, чем через две недели.
- Если посредник сообщает точное местоположение груза, то, скорее всего, лукавит, чтобы клиент отстал. Располагать этой информацией посредник не может.
- Работа с таможней - это компетенция брокера, а не посредника. Как, с кем и на каких условиях брокеры решают вопросы таможенного оформления — секрет нашего бизнеса. Прямых рычагов воздействия на таможню у посредника нет.
- При карго доставке подтвердить документально, что груз на таможне, невозможно. Возможным становится только при «белой» контейнерной доставке.
- Сроки доставки не зависят от посредника. Если груз прибыл вовремя, это не потому что посредник лучше, а потому, что повезло.
- За низкой ценой доставки могут стоять скрытые платежи. Поэтому всегда уточняйте, что входит в стоимость, а за что надо доплачивать.